На коне к здоровью - проект подошел к концу.

На коне к здоровью - проект подошел к концу. 19.05.2018

На коне к здоровью - проект подошел к концу.

"На коне к здоровью" – это программа социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов трудоспособного возраста. В 2018 году программа реализовывалась с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. За последние годы коррекционная, реабилитационная и абилитационная работа с детьми, имеющими те или иные ограничения в связи с особенностями здоровья, вышла на качественно новый уровень. В настоящее время пришло понимание того, что в понятие «комплексная реабилитация» входит не только работа непосредственно с ребёнком, но и работа с его семьёй. Появление ребёнка с особенностями в силу социальных причин становится огромным стрессом для семьи, что проявляется в психическом напряжении, конфликтах, появлении деструктивных переживаний и приводит к ухудшению климата в семье и к стремлению к изоляции от общества. Ограниченность возможностей ребёнка переносится и на окружающих его взрослых, которым так же сложно жить полноценной жизнью. Очевидно, что эффективная помощь детям возможна только при поддержке их семей, так как развитие такого ребёнка в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации. Соответственно проблема психофизического состояния родителей, коррекция их отклонений от нормативных показателей все ещё актуальна. В конце 2017 года РОО «Аккорд» начала реализацию программы "На коне к здоровью" при поддержке фонда президентских грантов в городе Санкт-Петербурге. Это программа социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов трудоспособного возраста средствами адаптивной верховой езды (иппотерапии) и совместных психолого-педагогических занятий. Основой целью программы было оздоровление и психосоциальная реабилитация семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов трудоспособного возраста (формирование психологической, физической и социальной независимости и автономности, корректировка поведенческих и личностных особенностей, развитие коммуникативных навыков) средствами адаптивной верховой езды и совместных психолого-педагогических занятий. В рамках программы было организовано 480 занятий по иппотерапии (адаптивной верховой езде) для 20 семей (полноценным курсом по 12 занятий) для ребёнка и для одного из родителей, 480 психолого-педагогических занятий для 20 семей (полноценным курсом по 12 занятий) так же для ребёнка и одного из родителей. Была проведена диагностика психо-физического состояния участников программы в начале и конце реабилитационного процесса. Для участия в программе приглашались семьи с детьми-инвалидами и инвалидами трудоспособного возраста, находящиеся в «листе ожидания» (20 семей) или откликнувшиеся на объявление о старте программы. Перед началом реабилитационного процесса руководителем и координатором проекта организовывались собеседования с семьями кандидатов в Программу, по итогам которых формировалась группа из 20 детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. На основании документации и результатов собеседования специалист по адаптивной физической культуре (АФК) составлял индивидуальный план-график занятий. В целях привлечения добровольцев для реализации программы информация о Программе публиковалась в социальных сетях. Организация и административное сопровождение курсов занятий адаптивной верховой ездой (оформление необходимой документации, составление расписания, координация сотрудников, контроль качества предоставляемых услуг, освещение программы в социальных сетях и СМИ) требует привлечения руководителя проекта, администратора проекта, бухгалтера и руководителя пресс-службы. Всего в программе принимали участие более 20 специалистов, имеющих высшее образование и прошедших специальные курсы повышения квалификации, были предварительно отобраны, протестированы и обучены около 10 лошадей, 10 добровольцев-волонтёров принимали участие в проведении занятий и съёмках. Психолого-педагогические занятия проходили в помещении, предоставленном РОО «Аккорд» и находящимся по адресу: город Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., дом 24, литера А, помещение 2-Н. Для проведения мероприятий программы использовались две изолированных комнаты: «Игровая» и «Тренинговая». Непосредственно в психолого-педагогическом занятии с каждым ребёнком и его родителем были задействованы трое психологов для консультаций родителей и педагог-дефектолог, педагог-психолог для занятий с детьми. Возраст занимающихся ребят составил от 4-х лет до 18-ти лет. Целью проводимых занятий в Офисе было: создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное личностное и интеллектуальное развитие каждого ребёнка. Занятия были ориентированы на личность ребёнка, его индивидуальные возможности, способности и интересы. Основные задачи: • развитие познавательной сферы (мышления, речи, воображения, памяти, внимания); • развитие навыков общения; • развитие межполушарного взаимодействия; • развитие самосознания; • коррекция трудностей учебной деятельности. На первых двух занятиях проводилось знакомство с ребятами и их родителями, выявление запросов, диагностика по «Тесту руки» и Цветовому тесту Люшера. По результатам этих занятий для каждого ребёнка составлялась Индивидуальная программа занятий. В занятиях использовались: 1) Песочная терапия, игры с песком. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. 2) Арттерапия. Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. 3) Игровая терапия. Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку спо-соб взаимодействия с окружающим миром - игра. Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребёнка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребёнка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребёнок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. 4) Сказкотерапия. В сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотера-певтический и даже медитативный аспекты. Не смотря на то, что психокор-рекционные сказки создавались не для процесса консультирования, тем не менее, успешно ему служат. Дидактические сказки создаются педагогами для упаковки учебного материала, при этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки), одушевляются, создаётся сказочный образ, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего. При проведении психологических консультаций с родителями так же проводилась первичная и завершающая диагностики (тесты), которые показали высокую тревожность у мам, воспитывающих детей с ОВЗ. Была проведена работа по формированию запроса, анализ сложившейся ситуации поиск решения и ресурсов для улучшения сложившегося положения, коррекция установок. Специалисты отмечают, что немногие родители были готовы к работе с психологом, но в последствии они с удовольствием включились в процесс и отмечали улучшение своего состояния. Основой программы "На коне к здоровью" стали занятия иппотерапией с детьми с ОВЗ и членами их семей. В программе принимали 20 семей: один родитель и один ребёнок. Основные задачи курса по иппотерапии в рамках Программы из 12 занятий: - Развитие физической активности; - Адаптация к физическим нагрузкам; - Способствование социальной и бытовой адаптации; - Улучшение познавательной и эмоциональной сфер. Участие в занятиях на лошади помимо прямого оздоровительного эф-фекта обеспечивает и косвенное пролонгированное психолого-социальное воздействие. Так, например, фотографии, видео с занятий, рисунки и другие творческие работы участников становятся предметом гордости семьи: ведь занятия конным спортом всегда относились к «элитарным» видам досуга. «Всадник», «Быть на коне» - понятия, безусловно указывающие на успешность человека. Таким образом, проект окажет несомненное воздействие и на повышение социального статуса ребёнка и семьи в целом. РОО «Аккорд» уже в течение нескольких лет успешно реализует широко востребованные программы, направленные на содействие реабилитации и взаимной социальной интеграции, оптимизации жизнедеятельности инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации средствами адаптивной верховой езды (иппотерапии). Применение данного метода даёт существенные положительные результаты: - Общее оздоровление; - Развитие эмпатии, и развитие эмоциональной сферы ребенка; - Коррекция поведения - баланс лидерства-подчиненния, эгоизма - альтруизма; - Расширение социальных контактов через общение со сверстниками и специалистами в процессе участия в занятиях. В совокупности индивидуальных достижений детей родители отметили как возросшую самостоятельность и взросление. Психологи, работающие с парой «ребёнок-родитель», отметили снижение родительской гиперопеки. Занятия проходили на специально отобранных и подготовленных для иппотерапии лошадях, на базе нескольких конноспортивных клубов, с которыми сотрудничает РОО «Аккорд»: Конно-спортивный клуб (КСК) "Нева", КСК "Усть-Ижора", КСК "Шувалоф". Непосредственно в занятии с каждым ребёнком были задействованы специально подготовленная лошадь и трое специалистов по адаптивной верховой езде, обеспечивающие индивидуальный профессиональный подход и двухстороннюю страховку на лошади. План занятий, цели, задачи и упражнения для каждого ребёнка специалисты подбирали индивидуально, исходя из актуального состояния ребёнка, запроса семьи и в соответствии с индивидуальным планом занятий, разработанным специалистом по АФК, на основе программ, разработанных в РОО «Аккорд» и рекомендованных Национальной Федерацией лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. В занятиях с родителями принимали участие так же подготовленная лошадь и двое специалистов по адаптивной верховой езде. Кроме специалистов по адаптивной верховой езде РОО «Аккорд» привлекает к проведению занятий добровольцев. Они отбираются и проходят подготовку для участия в иппотерапевтических занятиях под руководством специалиста по работе с добровольцами. В программу набираются добровольцы среди студентов профильных вузов (психологических, педагогических, медицинских), специалистов помогающих профессий, спортсменов и тренеров конноспортивных клубов. Для работы в программе с новыми добровольцами проводится тренинг-инструктаж по особенностям взаимодействия с детьми-инвалидами и членами их семей. Перед занятием добровольцы готовили площадку и инвентарь для занятий. Во время занятий обеспечивали соблюдение правил техники безопасности на площадке, помогали клиентам в посадке и спешивании с лошади, ассистировали инструкторам во время занятия, вели фотосъёмку. При проведении занятий упор делался на то, что адаптивная верховая езда сочетает в себе сложные, непривычные условия езды на лошади, что требует мобилизации физических сил и воли, с эмоциональным подъёмом и усилением мотивации. На первых занятиях была проведена диагностика психофизического состояния каждого участника, на основе которой были разработаны индивидуальные планы занятий с учётом выявленных трудностей и с учетом индивидуальных особенностей каждого участника. При реализации программы были использованы и собственно иппотерапия (рекреационная верховая езда) и лечебная верховая езда. Упражнения, как у детей, так и у их родителей, были направлены на улучшение осанки, координации, тренировки вестибулярного аппарата формирование "образа тела". Занятия с детьми включали в себя упражнения на развитие моторики, улучшение зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Упражнения, направленные на овладение навыками управление лошадью, используемые на занятиях, способствовали активации познавательной сферы ребёнка, формированию способностей к концентрации внимания, к запоминанию и планированию последовательности действий, к самоорганизации. На первых и последних занятиях проводилась диагностика психо-физического состояния как ребёнка, так и родителя. При оценке психофизического состояния родителей на первом и по-следнем занятиях специалисты отметили существенное улучшение координации, чувства равновесия, чувства собственного тела. Клиенты чувствовали себя увереннее, комфортнее в непривычных условиях верховой езды. Сами родители говорили об эмоциональном подъёме, вызванном занятиями на лошади и новыми впечатлениями от общения с ней. Особо ценным для себя считали возможность ощутить то же, что и их ребёнок, побывать "на его месте". При непосредственном участии родителей в занятиях иппотерапией меняется их восприятие ребёнка. Они получают возможность «по-новому» взглянуть на его успехи, возможности и оценить его потенциал исходя из своих собственных ощущений, полученных во время занятий. При такой же оценке у детей так же отмечаются значительные улучшения координации и чувства равновесия, дети с удовольствием выполняют новые для себя упражнения. Родители замечают улучшение осанки, укрепление мышц и улучшение эмоционального фона у своих детей. По результатам тестов, использованных при диагностике на психолого-педагогических занятиях, специалисты отметили повышение личностной адаптивности в социуме, снижение тенденций к агрессивному поведению, снижение тревожности. В апреле 2018 года РОО «Аккорд» завершила программу "На коне к здоровью". Двадцать детей и двадцать родителей смогли пройти полноцен-ный курс иппотерапии (адаптивной верховой езды) в объёме 12 занятий каждый, благодаря чему дети с ограниченными возможностями здоровья смогли повысить физическую и личностную активность, улучшить здоровье, приобрести новые полезные знания о лошадях, уходе за ними, расширить кругозор. Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, получили опыт регулярных оздоровительных занятий, сопряжённых с выездами на природу, расширили круг общения за счёт контакта со специалистами и волонтёрами РОО «Аккорд», представляющими различные возрастные и социальные группы населения. Взаимодействие с другими семьями, участвующими в проекте, позволили обрести и закрепить новые социальные контакты, развить дружеские взаимоотношения, расширить неформальное общение. Все это поможет преодолеть порочный круг изоляции от общества и выработать потребность в социальной активности и привычку к активному образу жизни. 20 детей и 20 родителей получили 12 психолого-педагогических занятий, которые помогли семьям с детьми с ограниченными возможностями лучше понять потребности друг друга. В целом, по окончании программы, можно сделать следующие выводы: К сожалению, родители детей с ОВЗ сильно загружены как реабилитационными мероприятиями, так и решением бытовых вопросов, что негативно сказывалось на посещаемости, и, соответственно, на результатах программы. Психологи, проводившие консультации, а так же родители говорят о недостаточности курса из 12 занятий как у психолога, так и занятий по АВЕ. Так же необходимо отметить, что и родители и психологи отмечают острую необходимость проведения психологических консультаций с родителями "особых " детей, причем именно в формате параллельных занятий: пока ребёнок находится на тех или иных реабилитационных и/или абилитационных мероприятиях, сопровождающий его родитель может проконсультироваться с психологом по волнующим его вопросам и проблемам, которые могут быть и не свя-занны напрямую с ребёнком и его состоянием, так как, зачастую находясь в стесненных обстоятельствах и сжатых временных рамках, родители игнори-руют собственные потребности, и считают, что не могут себе позволить консультацию у психолога. По окончании программы родители, участвовавшие в ней, отмечают важность и необходимость такого консультирования. Социальная адаптация и подготовка детей и молодых людей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни остаются предметом, требующим инновационного подхода и большего внимания к способам их реализации. Обычные мероприятия по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации инвалидов не дают нужного эффекта для обретения ими социальной активности и конкурентоспособности в современном обществе, поскольку эти люди изначально не обладают основой для развития этих качеств. Она не формируется в детском и подростковом возрасте в силу особенностей их психики, социального положения и воспитания. Реализация программы позволила не только оказать помощь детям и молодым инвалидам, которым иппотерапия показана рекомендациями врача, но оказать помощь и поддержку их родителям, и увеличить длительность реабилитационного курса до 12 занятий, что, по мнению ведущих экспертов и представителей Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта, является оптимальной длительностью для получения стойкого реабилитационного эффекта. 
 

Возврат к списку