БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»

«Счастливый Ребенок» –  программа по развитию социальных возможностей и социальной активности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами адаптивной верховой езды (иппотерапии).

Это одна из самых востребованных благотворительных программ РОО «Аккорд». Очередной ее цикл осуществлялся  с сентября по декабрь 2013 г. при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и был беспрецедентным по своим масштабам: сразу 20 ребят получили курс из 12 бесплатных индивидуальных занятий по адаптивной верховой езде.

Эти занятия ознаменовались радостью от встречи с теми ребятами, которые уже занимались у нас иппотерапией, и, конечно же, новыми замечательными знакомствами.

Трехмесячный цикл занятий позади, и в ожидании новых встреч с маленькими всадниками и их родными мы хотим рассказать о каждом из наших Счастливых Ребят, а также о существенных результатах, достигнутых специалистами в ходе работы.

 

МАРК С.

01 Марк.jpg

Озорной мальчишка с хитроватой улыбкой спешит к лошадке, а через минуту, уже сидя верхом, взмахивает рукой, давая команду: вперед! Лошадь отправляется в парк; на расстоянии неспешно прогуливаются мама и папа мальчика, разговаривают, с тихой радостью поглядывают на своё чадо.

Это Марк, ему 11 лет. В РОО «Аккорд» он занимается уже не первый год. Его родители считают занятия иппотерапией очень важными для ребенка, ведь катание на лошади и развивающие игры приносят ему огромную радость, верхом Марк всегда улыбается и смеется, а в конце занятия нередко дает понять, что хотел бы продолжить катание.

Поэтому возможность целых три месяца заниматься бесплатно стала для семьи мальчика настоящим подарком.

Основной упор в работе с Марком идет на развитие коммуникативных и социальных навыков и на тренировку его левой руки, которая практически не действует. Инструкторам бывает довольно сложно заинтересовать мальчика упражнениями, зачастую Марку хочется просто кататься и играть в собственные игры, но как только удается подобрать игру, созвучную его настроению, занятия превращаются в веселый и полезный праздник здоровья.

Именно в последние три месяца курирующий Марка инструктор Наталья Эрман отметила значительные результаты в работе с ним. Раньше он старался прятать левую руку и играть только правой, более того, порой в этих играх правая рука как бы «обижала» левую. Теперь же, как рассказывает Наталья, удалось выработать позитивное отношение ребенка к левой руке, чаще удается задействовать в игровых упражнениях обе руки. К тому же Марк стал проявлять больший интерес к действиям инструктора, отчего занятия стали продуктивнее.

Возросшее внимание ребенка к левой руке заметили и родители. Они рассказали, что недавно Марк и дома стал стараться задействовать ее, вкладывать в нее предметы и удерживать их.

По окончании бесплатного курса Марк, как и прежде, продолжает ходить на платные занятия по иппотерапии, ведь для его родителей одна из величайших радостей на свете  видеть его счастливую улыбку, когда он оборачивается и машет им со спины своей верной четвероногой подруги.

 

КАТЯ А.

02 Катя.jpg

Десятилетняя Катя верхом на крутобоком рыжем коне напоминает девчушку из русской народной сказки – румяные щечки, белокурые волосы, скромная улыбка.

Катя и ее семья – давние друзья РОО «Аккорд», наше знакомство состоялось еще в начале 2012 года, когда девочка проходила у нас курс иппотерапии в рамках программы государственного реабилитационного центра (КЦСОН).

Катя осторожная, даже боязливая девочка. Однако эти черты характеры нисколько не мешают ей учиться новому и развивать свои навыки. Впервые сев на лошадь, она, несмотря на очевидный страх перед незнакомой ситуацией, на лету схватывала упражнения, с удовольствием их выполняла. А после довольно больших перерывов в занятиях легко, практически без подсказки, вспоминала все пройденное.

Катя сейчас активно растет, отчего изменяется и самоощущение девочки. Во время курса занятий «Счастливый Ребенок» Катя проявляла более высокую степень тревожности, чем раньше. Поначалу инструкторам даже показалось, что она разлюбила верховую езду, стала больше опасаться лошадей. Однако спокойный, размеренный подход к занятиям дал заметные результаты. Раньше Катя разговаривала мало, не всегда удавалось однозначно понять, осознает ли она свою речь или просто повторяет за инструктором команды и предложения. К концу цикла занятий стало очевидно, что Катя четко понимает, что происходит на занятиях, она стала выражать свои эмоции самостоятельными фразами. Например, однажды, как только ей помогли пересесть на лошади задом наперед, девочка сама, опередив инструктора, предложила поиграть в мяч. А на одном из последних занятий во время выполнения самого сложного для нее упражнения – сесть на лошадь боком (то есть спиной к одному из инструкторов) – произнесла вслух то, что прежде выражалось только в позе и движениях: «Страшно».

Заметим, что страх перед сложным упражнением нисколько не омрачает для Кати общего впечатления от верховой езды. Ее мама рассказывает, что дочка сразу радостно улыбается, как только ей сообщают, что пора ехать к лошадкам.

Специалисты «Аккорда» и родители Кати считают целесообразным продолжение курса занятий, но, к сожалению, семья не имеет финансовых возможностей для регулярных платных занятий.

 

ДИМА Г.

03 Дима Г. с мамой.jpg

На красивой белой лошади едет мальчик пятнадцати лет. Время от времени мечтательная полуулыбка озаряет его лицо. Это Дима, один из первых участников нынешнего этапа программы «Счастливый Ребенок».

Специалисты РОО «Аккорд» познакомились с Димой почти два года назад. Это знакомство далось нам нелегко: Дима очень эмоциональный мальчик, и встреча с лошадью принесла ему массу новых впечатлений. Катание верхом понравилось Диме сразу, но эмоции били через край, на первых занятиях мальчик больно щипал лошадь, сильно дергал за гриву и громко кричал. Это был настоящий вызов терпению и профессионализму инструкторов. Да и мама Димы поначалу отнеслась к занятиям с тревогой, она волновалась за своего ребенка, видя его переживания.

К счастью, все мы справились с трудностями. Дима не пропускал занятия, предоставленные реабилитационным центром, и постепенно понял и принял важные правила катания и обращения с лошадью, стал с удовольствием выполнять игровые упражнения.

Несомненно, мы понимали, что после большого перерыва Диме, возможно, придется заново вспоминать «правила игры». Но и мама Димы, и инструкторы с удовольствием отметили, что он помнит, что значит кататься на лошади, и счастлив встрече с четвероногим другом.

Видя, что Диму умиротворяет и радует верховая езда, мы спросили его маму, каталась ли она когда-либо на лошади. Оказалось, что нет. Это упущение обязательно надо было исправить. Женщина впервые оказалась верхом и испытала настоящий восторг. Она призналась, что только теперь до конца поняла, почему Диме так нравятся занятия.

Рассказывает мама Димы:

«Мы счастливы, что попали в проект. Общение с лошадью и инструкторами дает ребенку сильный эмоциональный толчок, что способствует развитию мозга на нейрофизиологическом уровне.

Наша семья (я и сын) живет на пенсию ребенка-инвалида, и бесплатные, а значит, доступные занятия – это единственная возможность для лечения и реабилитации сына.

Кроме улучшения общего физического состояния, очень заметно эмоционально-психическое воздействие на моего ребенка. Мы ждем занятие, говорим о нем, предвкушаем радость встречи с лошадью, готовим угощение – это важно для ребенка-инвалида.

Наш врач отметил улучшение осанки, тонус мышц спины, общее оздоровление координации».

По словам мамы, возможность регулярно проходить реабилитацию с применением иппотерапии по-настоящему улучшает качество жизни Димы и его семьи.

В настоящее время Дима готовится вновь пройти у нас курс иппотерапии, теперь уже от государственного центра, а мы с радостью ждем встречи.

 

ЗЛАТА Я.

04 Злата.jpg

Злата – очаровательная 10-летняя девочка, она учится в школе и занимается танцами, а еще она давно мечтала поближе познакомиться с лошадьми. Благодаря программе «Счастливый Ребенок» ее мечта осуществилась.

Рассказывает мама Златы: «Врач-невропатолог нам давно советовал иппотерапию, просто не могли себе этого позволить, поскольку на данный момент в семье работает только папа. Бесплатные занятия стали для нас большим подспорьем».

Злата с удовольствием шла на каждое занятие, изучала новые упражнения. Индивидуальная программа для нее включала не только игровые упражнения, но и более сложные элементы вольтижировки.

По словам мамы, к концу курса занятий девочка стала более спокойной и уравновешенной.

Злата сказала, что ей понравилось в занятиях абсолютно всё, но больше всего запомнился солнечный октябрьский день, когда на базу Озерки пришли добровольцы – профессиональные фотографы, которые не только снимали рабочие моменты, но и веселые кадры с яркими кленовыми листьями. Из всех снимков Злате больше всего полюбился тот, где она угощает своего длинногривого друга Разгула после катания.

Мама Златы пообещала дочке, что весной она обязательно вернется к лошадкам.

 

ДАНЯ З.

05 Даня З..jpg

Дане 7 лет, и он невероятно обаятельный и веселый мальчишка.

Хотя поначалу на лошади он вел себя очень тихо и не хотел разговаривать с чужими тётями-инструкторами, так что даже пришлось уточнить у мамы, разговаривает ли мальчик.

Однако к концу первого занятия Даня немного преодолел свою стеснительность и сказал несколько слов на прощание, а в следующие встречи уже освоился на лошадиной спине окончательно, с удовольствием делал упражнения, играл в мяч и хохотал от души.

Верхом на лошади Даня – самый обыкновенный озорной ребенок, который заражает окружающих веселым настроением.

Но вот занятие заканчивается, инструкторы вдвоем поднимают его ножки к холке лошади, чтобы один из них мог удобно спешить мальчика. На земле Даня сразу становится несколько задумчивым, мама подхватывает его под руки, и он медленными шажками начинает двигаться к машине.

Нам бы хотелось продолжить занятия с Даней, ведь каждая поездка верхом дарит ему возможность забыть о том, что он чем-то отличается от сверстников, и позволяет ему испытать гордость настоящего всадника.

 

ВАРЯ Т.

06 Варя.jpg

Двухлетняя Варя – веселая и любознательная девчушка, но ее детство омрачено тяжелым диагнозом: у нее сахарный диабет. Иппотерапия при этом заболевании показана в первую очередь как источник необходимой физической нагрузки, но и другие полезные аспекты крайне важны.

О Вариных занятиях на лошади рассказывает ее мама:

Занятия по программе «Счастливый ребенок» оказались для нас уже вторым курсом иппотерапии. Первый мы проходили платно и в другой организации.

Ожидания были большие, т.к. первый курс дал положительные результаты, однако эти занятия оказались для нас еще более эффективными. Всё благодаря инструкторам и доброй лошадке Зосе. Ответственный, неформальный подход к занятиям, непрерывное общение инструкторов с ребенком. Варвара каждый раз, собираясь на занятия, рассказывала мне, как интересно с тетей украшать Зосю прищепками и кормить лошадку с рук – впечатлений море!  

Очень радует активная общественная деятельность организации и гражданская позиция каждого из сотрудников, волонтеров в отдельности. Я горжусь людьми, в окружении которых особенные детки ловят ласковые взгляды, а не наполненные ужасом и брезгливостью, как это часто встречается в нашем обществе.

Во время прохождения курса Варя стала очень много говорить. Примерно со второй половины курса она говорит по несколько новых слов в день. Она стала заметно спокойнее и увереннее в себе и окружающем мире, не без помощи доктора-лошади постепенно развеивается ее страх перед существующим вынужденным образом жизни.

Большое спасибо от всей нашей семьи организации «Аккорд» за такой большой подарок!

 

НАДЯ Ж.

07 Надя.jpg

Про занятия с 3-летней Надюшей рассказывает ее мама:

Про иппотерапию я давно уже знала, что это очень полезные занятия для детей с ДЦП. Но платные занятия нам, к сожалению, было не осилить. И когда я увидела объявление о программе «Счастливый ребенок», то, конечно же, очень и очень обрадовалась. 

 Идя на первое занятие, я немного переживала, не испугается ли Надя лошади. И еще не совсем понимала, как будет кататься на лошади человек, который самостоятельно может только голову удерживать (у дочки спастический тетрапарез в тяжелой форме). Но, слава Богу, все получилось, в лошадку Надя влюбилась с первого взгляда. И последующие занятия начинались с воздушных поцелуев, криков радости и полного восторга. Очень хочу отметить доброжелательное, теплое отношение инструкторов к моей дочери. Я представляю, как тяжело было им поддерживать не сидящего самостоятельно ребенка 30 минут с вытянутыми вверх руками… Спасибо им огромное. А когда мы не смогли заниматься по будням, нам пошли навстречу, перенесли занятия на воскресенье. В общем, о проекте «Счастливый ребенок» у меня остались исключительно хорошие впечатления. 

Как повлияли занятия на Надю? Во-первых, очень сильное влияние в эмоциональном плане, занятия иппотерапией – огромная  радость для дочери. Во-вторых, Надя стала заметно лучше и дольше удерживать спину.

И третье, совсем неожиданное для меня, но очень-очень приятное. Год назад у Нади появилось первое слово «баба», примерно через месяц второе – «папа», а потом наступило длительное затишье в развитии речи (только баба, папа и отдельные слоги). За три месяца занятий иппотерапией Надя стала говорить пять новых слов: «Надя», «мама», «да», «зайка», «кака». Занятия иппотерапией совмещали с массажем и ЛФК. Такой прорыв в речи я связываю именно с иппотерапией, т. к. раньше массаж и ЛФК не давали такого положительного эффекта в развитии речи.

Помимо этих реальных достижений, еще хочу отметить, что я сама очень рада оттого, что дочка смогла узнать и почувствовать что-то новое для себя и что это новое приносило ей радость и удовольствие. Видеть своего ребенка счастливым – это очень многое для матери.

 

ДИМА Ф.

08 Дима Ф..jpg

Дима – самый маленький из наших Счастливых Ребят. Ему еще не исполнись и двух лет, но даже в таком возрасте иппотерапия оказывает положительное воздействие на общее развитие деток с различными особенностями.

Рассказывает инструктор Анна Манташова: «Дима очень любознательный, открытый новым впечатлениям мальчик. Каждый раз, когда его сажали на лошадь, возникало ощущение, будто ребёнок попадает в новый и очень интересный для него мир. Дима, например, может на протяжение всего занятия гладить и перебирать пальчиками лошадиную шерсть – зимнюю, мягкую и густую. Особенно важным для инструкторов стал тот момент, когда Дима начал откликаться на наше предложение "поиграть": покатать мячик в руках, передать его от одного инструктора другому или показать, как резиновый ёжик "бегает" по лошадиной спине»

Диму на иппотерапию приводили мама и старший брат, они постоянно наблюдали за играми мальчика на лошадке, обсуждали его достижения, по просьбе инструкторов принимали участие в занятии. Пример Димы демонстрирует несомненную пользу занятий для семьи, ведь нашим клиентом является не только малыш-всадник, но вся его семья, с которой он составляет единое, неразделимое целое.

 

АРТЁМ Л. 

09 Артём.jpg

У пятилетнего Артема тяжелая форма ДЦП, и возможность пройти бесплатный курс иппотерапии стала для него большим подарком, ведь в сочетании с другими видами ЛФК и массажа она может дать серьезный толчок к развитию.

По словам инструктора Виктории Алексеевой, поначалу мальчик постоянно плакал и явно был недоволен, что его положили на лошадь. К тому же его тело было очень зажатым и напряженным. Но постепенно он понял, что на занятиях ему никто не причинит вреда, стал спокойнее, и тело его тоже расслабилось.

К сожалению, семья Артема не имеет возможности заниматься платно, в то время как для этого мальчика очевидна необходимость постоянных и регулярных занятий, ведь в таких случаях за короткий трехмесячный курс серьезных результатов добиться просто не успеваешь.

  

ДАНЯ С.

10 Даня С..jpg

У 12-летнего Дани ДЦП. На занятия иппотерапией он пришел к нам первый раз и по программе «Счастливый Ребенок» занимался очень интенсивно – два раза в неделю, а по окончании программы продолжает заниматься платно.

Данечка очень серьезный и ответственный мальчик, понимающий, что занятия очень нужны и приносят ему пользу. Он всегда с радостью приходит на занятия, даже если день в школе не задался. У него получается сочетать и приятные эмоции от катания на лошади, и тяжелый труд – выполнение сложных упражнений.

Пройдя курс из 12 занятий, Даня стал уверенно сидеть, самостоятельно удерживать равновесие, расслабляться на лошади и доверять ей свое тело. Значительно окрепли мышцы спины, Данечка уже достаточно продолжительно может удерживать прямую спинку верхом на шагающей лошади.

Лошадь на ребенка оказывает огромное психологическое влияние. Даня очень любит Зосю, всегда приносит ей угощения, хвалит, любит гладить и обнимать.

Для таких деток, как Денечка, очень важно, чтобы занятия были продолжительными и регулярными. Курирующий мальчика инструктор Анастасия Губина подчеркивает, что было бы замечательно, если бы у Дани была возможность заниматься несколько раз в неделю в течение всего учебного года. Она уверена, что таким образом удалось бы добиться значительных улучшений в двигательном развитии ребенка.

 

ВАНЯ М.

11 Ваня М..jpg

Ваня занимается иппотерапией в РОО «Аккорд» уже второй год, с сентября по декабрь он участвовал в программе «Счастливый Ребенок». Мальчику 5 лет, но он еще не умеет ходить и с трудом удерживает позу сидя.

Семья Ванечки малоимущая, отец погиб несколько лет назад, мальчика воспитывают мама и бабушка, еще у него есть братья и сестры. Бабушка делает все возможное, чтобы найти возможность оплачивать занятия для внука, потому что уверена: занятия приносят много пользы и крайне необходимы Ване.

Что у Вани происходят значительные улучшения, отмечают и лечащие врачи мальчика. Учитывая тяжелое состояние ребенка, значительные проблемы в двигательном развитии, ему требуются регулярные занятия в течение длительного времени. Но уже сейчас видны результаты: на самых первых занятиях Ваня не мог сидеть на лошади даже с поддержкой, сейчас он может удерживать себя в положении сидя с незначительной поддержкой достаточно продолжительное время. В ходе занятия снимается спастика, что также крайне важно для развития ребенка и его хорошего самочувствия.

Сидя верхом на лошади, ребенок может увидеть значительно больше интересного, чем лежа в коляске, таким образом он получает толчок и в плане психического развития. Ваня начинает выражать свои эмоции: радуется лошади, инструкторам, становится сосредоточенным во время упражнений, внимательно слушает и наблюдает за происходящим вокруг, смеется, поет песенки на своем языке и делится своими впечатлениями.

Рассказывает инструктор Анна Манташова: «Работа с Ваней для меня всегда вдохновение. Всегда хочется чем-то заинтересовать, удивить, порадовать этого маленького, но очень серьёзного всадника. Для него очень важно на что-то смотреть или слушать то, о чём рассказывает инструктор. Поэтому каждое занятие проходит в довольно "бодром" темпе – поневоле стараешься сделать один день непохожим на другие».

Бесплатный курс по программе «Счастливый Ребенок» очень помог Ване и его семье, и мы считаем необходимым найти возможность в течение целого года предоставлять бесплатные занятия таким семьям.

 

ВАДИМ Н.

12 Вадим.jpg

Семилетний Вадик – очень подвижный ребенок, он любит бегать, играть, громко выражать свои эмоции.

Врач-невропатолог рекомендовал в занятиях с ним уделить большое внимание обучению мальчика целенаправленным действиям, продуктивному взаимодействию с окружающими.

До программы «Счастливый Ребенок» Вадик уже проходил платный курс иппотерапии.

Рассказывает папа мальчика:

«Мы долго готовились – вместе с Вадимом изучали картинки животных, рассказывали про них разные истории. Для нас было важно, чтобы Вадик научился соотносить картинки с живой природой. Общее впечатление от занятий самое благоприятное. Девушки-инструкторы умные, отзывчивые, быстро нашли общий язык с Вадиком. Он им с удовольствием подчинялся, выполняя различные упражнения. Теперь Вадик не боится крупных животных, становится более ловким и скоординированным, выказывает свои ожидания от встречи с Зосей, стал коммуникабильнее».

Больше всего Вадику нравится ездить на лошадке рысью: когда Зося бежит, он искренне радуется, смеется и лучится от счастья. Его родителям очень нравится наблюдать за ним в такие моменты.

Папа Вадима отметил несомненную пользу благотворительной программы: «Бесплатные занятия позволяют перераспределить семейный бюджет в части увеличения его на потребности Вадика, например,  на развивающие игрушки и какие-то дополнительные занятия со специалистами. Считаю, что нам очень повезло, что есть такая возможность».

 

ЛЁША Ш.

13 Лёша.jpg

Пятилетний Лёша занимался в РОО «Аккорд» в прошлом учебном году, однако занятия не были регулярными. Благотворительная программа «Счастливый Ребёнок» позволила мальчику пройти полноценный курс иппотерапии. Мама Лёши отмечает, что с финансовой точки зрения программа обладает несомненным преимуществом, ведь множество других реабилитационных мероприятий также требуют немалых денежных вложений.

Мама Леши имела определенные ожидания, отдавая сына на иппотерапию. Это и улучшение коммуникативной сферы ребенка – желание общения со взрослыми и детьми, и увеличение интереса к окружающему миру, и преодоление страха в общении.

Работа с Лёшей требовала от инструкторов большой самоотдачи, поскольку этому мальчику особенно необходим терпеливый и настойчивый подход.

Рассказывает инструктор Виктория Алексеева: «Леша – очень светлый, солнечный ребенок. Он всегда проявляет живой интерес ко всему окружающему, поэтому для нас очень важно было развивать его любознательность. Когда мы только начали с ним заниматься, у него страдала концентрация, он был очень невнимательным, можно сказать, что его внимание рассеивалась на все, что ему было любопытно. Это, конечно, препятствовало нашим занятиям, и даже играть с чем-либо ему очень быстро надоедало. Но мы не унывали, старались развеселить его и заинтересовать, и постепенно он менялся, становился более сосредоточенным на том, чем мы ему предлагали заняться. Также он мальчик очень упрямый, но со временем мы стали находить компромисс, прислушиваться друг к другу. Леша сейчас свободно идет на контакт и очень нежно относится к нашей лошадке Зосе». 

От занятий у той семьи остались только положительные впечатления. Вот какие результаты отметила мама Лёши: «Наиболее важный момент – кормление лошади, страх перед которым был практически преодолен моим ребенком к концу программы. Лёша стал более общительным и открытым. Улучшился познавательный интерес. И как результат – расширение словарного запаса, улучшение качества речи».

По окончании благотворительной программы Лёша продолжает заниматься на лошадке платно.

 

САША Р.

14 Саша.jpg

Семилетняя Саша – очаровательная девчушка с красивыми, как у царевны, косами и чудесной улыбкой. Она уже школьница,  но,  к сожалению, из-за ограничений здоровья вынуждена учиться дома, а не ходить на уроки, как все ребята.

Саша познакомилась с иппотерапией в 2012 году на наших занятиях.  После курса иппотерапии родители Саши смогли изыскать возможность и отдать девочку на групповые занятия в пони-клуб, однако стоимость таких занятий весьма высока, поэтому занятия по программе «Счастливый Ребенок» дали семейному бюджету небольшую передышку.

Мама Саши отмечает, что благодаря занятиям на лошадях и пони дочка стала более общительной, у нее повысилась самооценка, также заметна польза для физического состояния ребенка.

 

ПОЛИНА С.

15 Полина.jpg

9-летняя Полина – симпатичная и веселая девочка, она учится в школе и любит лошадей. Прежде она уже занималась в РОО «Аккорд» платно, тогда она ездила у нас на пони, училась элементам вольтижировки. Во время курса иппотерапии по программе «Счастливый Ребенок» Полина продолжила совершенствовать свои навыки на большой лошадке.

Папа Полины оставил трогательный и важный для нас отзыв о занятиях: «Благодарим весь коллектив "Аккорд" за возможность в течении трёх месяцев бесплатно заниматься иппотерапией. Наша дочка всю неделю ждёт занятий с Зосей. У Полины за время занятий улучшилась координация движений. Полина стала более открытая в общении, стала отзывчевее, добрее. Улучшились коммуникативные навыки, стала более уверенной в себе. Мы всей семьёй любим приезжать и смотреть на занятия Полины, на слаженную работу команды. Особая благодарность девушкам-инструкторам за их нелёгкую работу, за чуткость и внимание».

По окончании курса Полина продолжает платные занятия, но, несомненно, ее семья хотела бы иметь возможность и дальше получать бесплатные курсы иппотерапии.

 

АНЯ Ж. 7

16 Аня.jpg

Семилетняя Аня – улыбчивая девчушка, она буквально светится изнутри. Несмотря на тяжелую форму ДЦП, из-за которого Аня не может самостоятельно ходить, в 2013 году она, как и ее сестренка, пошла в первый класс общеобразовательной школы, которую посещает с тьютором, ведь ручки Ани действуют хорошо и развитие интеллекта тоже в норме.

До проекта «Счастливый Ребенок» Аня занималась иппотерапией в РОО «Аккорд» по программе, предоставленной государственным центром реабилитации.

Аня обожает ездить на лошади, а вот зарядка и упражнения порой казались ей скучными, поэтому мы каждый раз старались придумать веселое приключение, в ходе которого все упражнения – это увлекательная игра. И тогда девочка с радостью выполняла все задания. Самая обычная разминка для рук, ног, спины превращалась у нас на занятиях то в космическую одиссею, то в исследование джунглей, то в поход к дракону. Для Ани очень важно было получать на иппотерапии заряд положительных эмоций, расслабляться и отдыхать душой, ведь учеба в школе накладывает на ребенка большую ответственность, это серьезная и совершенно новая нагрузка.

У Ани большая дружная семья, ее близкие делают все возможное для ее реабилитации, потому что лечащие врачи уверены: правильное лечение позволит Ане жить полноценной жизнью. Родители девочки использует все возможности по максимуму, стараясь рационально расходовать средства домашнего бюджета. Именно поэтому для Ани так важно участие в благотворительной программе «Счастливый Ребенок»: польза от верховой езды для нее несомненна, но этот вид реабилитации на платной основе многодетная семья (а у Ани и ее сестры есть еще младший братишка) себе позволить, увы, не может.

У Ани есть группа ВКонтакте, где каждый может следить за ходом ее реабилитации: http://vk.com/pomogi_anute_zhovinoy

 

НИКА Х.

17 Ника.jpg

Пятилетняя Вероника – настоящая маленькая принцесса. Она очаровательная кокетка, временами капризная, но всегда невероятно обаятельная.

Занятия по программе «Счастливый Ребенок» - это уже третий курс иппотерапии в жизни Ники. Девочка очень любит лошадей и с удовольствием играет в развивающие игры, выполняет упражнения.

На своих первых платных занятиях, еще в 2011 году, Ника относилась настороженно к инструкторам и лошадям, порой ее маме приходилось садиться с девочкой верхом, чтобы успокоить ее и продолжить занятие. Но постепенно Ника освоилась, стала смелее, общительнее, начала понемногу разговаривать и самостоятельно выполнять некоторые упражнения.

Это маленький человечек, общение с которым во время занятий дарит море эмоций, переживаний. Пока Ника учится чему-то новому в двигательной и коммуникативной сфере, ты сам как будто заново открываешь для себя какие-то простые вещи. Например, именно с Никой одной промозглой осенью мы придумали игру «поймай дождик», чтобы заинтересовать девочку упражнениями для плечевого пояса.

Пригласив Нику в программу «Счастливый Ребенок», мы волновались, как она воспримет знакомство с новой лошадью, ведь на прежней базе она занималась только на одной из лошадей, на других садиться боялась, сколько ее ни уговаривали. Однако девочке с первого взгляда понравились обе лошадки на новой базе, и занятия сразу вошли в привычное русло.

Родители Ники считают занятия очень полезными для дочери, ведь это не только физические упражнения, показанные при ДЦП, но и огромный заряд положительных эмоций. Не раз бывало, что Ника приезжала на занятие в плохом настроении, недовольная, прятала личико от инструкторов, как бы говоря, что ничего не хочет. Но стоило посадить ее на лошадь, как она начинала улыбаться и безо всяких уговоров, с явным удовольствием включалась в работу.

Сразу после курса «Счастливый Ребенок» мы на время попрощались с Никой: ей предстояла важная операция на ножках, которая позволит ей лучше ходить. Мама девочки намерена возобновить занятия иппотерапией, как только врачи дадут свое разрешение.

 

ВАНЯ Г.

18 Ваня Г..jpg

Семилетний Ваня Г., страдающий тетрапарезом, – удивительная личность. Как и многие особые дети, он не по годам серьезный и ответственный. Нередко можно услышать от него о его планах: завтра к врачу, послезавтра в бассейн. Но такого весельчака и баловника еще поискать!

Несмотря на тяжелое нарушение речи, Ваня обожает петь и рассказывать забавные истории, сказки, у него потрясающее воображение. Для развивающих игр на лошади у нас есть целый комплект разноцветных резиновых ёжиков. Но только Ваня во время своих занятий распределил для ёжиков роли: он увидел среди «зверушек» маму, бабушку, дедушку. И если кто-то из инструкторов предлагал изменить роль ежика, Ваня обоснованно и твердо отказывался, ведь он уже все решил.

Ваня знает, что занятия очень важны для его состояния, ведь и мама отметила после курса иппотерапии снижение у него спастики . Но каждое занятие Ваня начинал с искреннего и неизменно заразительного смеха: то он новую историю расскажет, то вместо упражнения попробует баловаться – а вдруг на этот раз можно? Но  поскольку он человек рассудительный, инструкторам всегда удавалось договориться с ним: сначала упражнения, потом развлечения.

Наиболее успешный подход к Ване продемонстрировала инструктор Анастасия Губина, которой удалось найти идеальный баланс между строгой дисциплиной занятия и щедрым поощрением для мальчика. Как опытный конник она не прогадала, научив Ваню «управлять» лошадкой. В конце занятия ему всегда давали повод, и он мог поворачивать и останавливать лошадь. Конечно, это были символические действия, лошадь всегда находилась под полным контролем коновода. Но такое «управление» имеет огромное психологическое значение для маленького всадника, дает ему понять, что он способен на большее. Кстати, под конец бесплатного курса занятий Ваня разгадал нашу хитрость и попросился немного поводить лошадку, а не управлять ею сверху. С помощью коновода и инструктора ему это удалось!

Мы очень ждем новой возможности встретиться с Ваней на занятиях иппотерапией, однако для этого нам требуются средства на очередной бесплатный курс для него.

 

ФЕДЯ Б.

19 Федя.jpg

Бывают семьи, знакомство с которыми привносит в твою жизнь самую настоящую магию. Четырехлетний Федя и его мама – именно такие люди.

История болезни Феди длинна и тяжела, у малыша есть собственная группа ВКонтакте http://vk.com/biriukov_fedor, где описаны все перипетии, связанные с его редчайшим диагнозом – генетическим заболеванием под названием тирозин-гидроксилазная недостаточность.

Одной из главных трудностей в жизни Феди являются гиперкинезы, невозможность контролировать свои движения. Поэтому первые занятия иппотерапией были невероятно утомительны не только для мальчика, но и для специалистов: даже при езде лежа необходимо было непрерывно удерживать ручки и ножки Феди в правильном положении. По рекомендации лечащего врача занятия шли достаточно интенсивно: Феде следовало учиться как можно больше ездить в положении сидя. Поскольку страховать его на первых порах было тяжело, работа проводилась с верхним инструктором (то есть инструктором, сидящим на лошади вместе с ребенком). Постепенно спина и ноги Феди окрепли, развилась координация. К концу курса занятий ему требовалась значительно меньшая помощь, чтобы сидеть на лошади. Врачи и родители отметили потрясающие результаты, улучшения физического состояний ребенка.

Но все это сухие факты. На самом деле за ними скрывается огромный спектр самых разных переживаний. Поначалу вопросы бурей носились в моей (автора статьи и инструктора по иппотерапии) голове: сможем мы  хоть чем-то помочь этому малышу, как правильно распределить свои силы при работе с таким непростым подопечным, стоит ли ожидать каких-либо заметных результатов?

Все эти вопросы оставались актуальными довольно долго, но буквально на втором занятии их заслонили эмоции: интерес и искренний восторг.

Федя до сих пор не разговаривает, но его ощущения всегда настолько ярки и понятны, что невозможно ошибиться: сейчас он счастлив, а вот утомился, в какой-то момент ему хочется баловаться, а теперь он сосредоточен на занятии. Работа с ним оказалась продуктивной не только для состояния ребенка, но и для нас, инструкторов.

Приезжая к нам, Федя обычно дремал в коляске, но, едва оказавшись на лошади, немедленно расцветал в улыбке, которая почти не покидала его на протяжении всего занятия. И мама малыша тоже преображалась. Вот к нам пришла встревоженная, обеспокоенная женщина, утомленная неблизкой дорогой до площадки, переживающая за своего ребенка. А через несколько минут рядом с лошадью идет очаровательная девушка, которая легко и свободно улыбается, общается с инструкторами, хвалит сына, радуется вместе с ним его успехам, охотно принимает участие в занятии. Это настоящее волшебство, которое происходит на наших глазах, здесь и сейчас.

Успехи Феди заметили не только специалисты. Своими впечатлениями о занятиях с ребятами, и в том числе с Федором, поделилась Катя Дёмина, студентка СПб ГУКИ, которая была на практике в «Аккорде» около 2 недель: «…когда включилась в занятия, всё больше очаровывалась тем, как детки реагируют на это большое доброе животное, сколько положительных эмоций вызывает общение с лошадью! Больше всего мне запомнился мальчик, который вначале не мог сидеть даже с чужой помощью, а после нескольких занятий иппотерапией прямо на моих глазах смог сидеть на лошади».

Рассказывает мама Феди: «Почти всю осень мы два раза в неделю ездили на иппотерапию. Феденька просто счастлив от общения с лошадками. Он намного лучше стал контролировать свое тело в седле. И я очень довольна, что у него такая положительная реакция от животных, да еще и плюс к нашему физическому состоянию. За возможность заниматься хочу поблагодарить Региональную общественную организацию «Центр взаимной интеграции «Аккорд». Замечательные специалисты и люди с огромной душой! Я очень благодарна вам за лечение и трепетное отношение к Феденьке и всем деткам!»

На благотворительном фестивале «Добрый Питер» в декабре 2013 г. нам удалось собрать средства на еще один курс бесплатных занятий для Феди, и мы с удовольствием ожидаем новой встречи с ним.

 

ОКСАНА К.

20 Оксана.jpg

Двухлетняя Оксана – крошечная девчушка, про занятия с которой можно было бы написать большущий роман.

На занятия по программе «Счастливый Ребенок» ее направила специалист по АФК Елена Викторовна Шамро, давний друг РОО «Аккорд».

Знакомство с лошадью для Оксаны и ее мамы прошло достаточно сложно. Девочка спокойно пошла на руки к инструктору Наталье Эрман, внимательно оглядела лошадку, даже согласилась ее потрогать. Но как только ее попытались посадить на спину животного, Оксана ударилась в такой искренний рёв, что успокоить ее не могли несколько долгих минут. Мама девочки тоже сильно переживала, поскольку никогда не сталкивалась с лошадьми настолько близко. Но специалисты не собирались сдаваться и пошли на хитрость.

Инструктор Анастасия Губина села на лошадь, а Наталья Эрман привлекала внимание ребенка игрушками. Постепенно игрушки-ёжики «переползали» на лошадку, на ее гриву, холку, в руки Анастасии, к ней на плечи. Оксане было интересно, но приблизиться к лошадке она все равно боялась и плакала, когда ее подносили близко. Тогда девчушку повернули спиной к гриве лошади, так что она могла видеть только сидящую высоко-высоко Анастасию, которая разговаривала с Оксаной, показывала ей, как весело «играют» ёжики. Наконец Наталья передала девочку на руки Анастасии, и коновод повел лошадь медленным шагом. Оксана с удовольствием ехала на руках у инструктора, смотрела на него, и когда ее осторожно посадили лицом к лошадиной гриве, даже не подумала огорчаться.

На следующих занятиях Оксана уже не плакала, а с удовольствием каталась верхом. Поначалу она не могла сама сидеть на идущей лошади, недостаточно развитые мышцы спины не могли ее удержать. Удивительным был тот факт, что в положении лицом к хвосту девочка сидела очень уверенно. И, конечно, через несколько занятий ее спинка укрепилась настолько, что специалисты смогли играть с девочкой в развивающие игры не только стоя, но и на шагу.

А вот что рассказала о развивающих играх Наталья Эрман: «С игрушками, используемыми на занятии, дело поначалу не ладилось. Оксана выкидывала их, даже не взяв в руки, но к концу третьего месяца занятий стала не только брать игрушки в руки, но и играть с ними, подражая движениям, которые ей показывали инструкторы. У Оксаны сильно повысился познавательный интерес, теперь она не только не боится сидеть на лошадке, а очень любит гладить её по шёрстке, гриве, изучая, и всегда лучезарно улыбается при этом».

Девочка изменилась даже внешне: кажется, теперь ее личико выражает гораздо более широкий спектр эмоций и чувств, взгляд стал выразительным и осмысленным.

Положительные изменения отметила и Е.В. Шамро: «У Оксаны улучшились баланс и равновесие, окрепла спина, в результате чего я смогла научить ее ходить. Она уже может идти 10 шагов без поддержки, больше пока боится. Очень развилась, стала интересоваться окружающей средой, и процесс познания окружающего мира уже не остановить. Мама очень счастлива, всем хвасталась, как Оксана катается на лошадке, постоянно показывала нам видео».

Занятия с Оксаной были особенными еще и с точки зрения работы с семьей в целом. Чтобы снять излишнюю тревожность Оксаниной мамы, в конце занятий мы учили женщину угощать лошадку, гладить ее, рассказывали о характере животного. А ближе к концу программы, после устной психологической подготовки несколько раз катали мамочку верхом. Этот опыт важен для всех родителей наших маленьких всадников, но в некоторых случаях он является незаменимым, неотъемлемым элементом нашей полноценной работы.

Мама Оксаны испытала во время своих коротких уроков верховой езды ни с чем не сравнимые переживания: это были и тяжелые моменты преодоления страхов, и удовольствие от чего-то нового и необычного, и переход на новый уровень понимания собственного особого ребенка и его эмоций.

По сути это была настоящая семейная иппотерапия – ситуация, когда и мать, и ребенок в равной степени нуждались в занятиях. Такой, пока что редкий для нас, опыт окончательно убедил нас в необходимости создания специальной благотворительной программы, предоставляющей иппотерапию не только особому ребенку, но и членам его семьи в качестве психологической и эмоциональной поддержки.

 

Очевидно, что занятия с особыми детьми и их семьями оказываются продуктивны, они приносят реальные результаты, как физические – в виде оздоровления, улучшения состояния, так и духовные – не только для маленьких всадников, но и для всех участников процесса реабилитации.

Всё это заставляет нас снова и снова обращаться к финансовым донорам – частным лицам и представителям бизнеса, которые готовы делать целевые пожертвования на дальнейшее проведение программы «Счастливый Ребенок».

 

Текст: Алина Кузнецова (при участии инструкторов Анастасии Губиной, Натальи Эрман, Виктории Алексеевой, Анны Манташовой, а также родителей наших маленьких всадников).

Фото: фотографы-добровольцы


Возврат к списку